Контейнерные перевозки удобные, практичные и безопасные. Их используют во внутреннем и международном сообщении. А чтобы они были возможны, применяют специальные контейнеры, которые представляют собой металлические боксы. Подробнее о их стандарте и истории его появления мы поговорим ниже.
Как появился ISO стандарт

Контейнеры стандарта ISO (ИСО) — это многооборотная тара, выполненная по стандарту. Они представляют собой частично или полностью закрытый бокс. С их помощью перевозят мелкие или крупные грузы. Широкий выбор модификаций такого изделия позволяет выбрать то, которое подойдет для конкретного груза. Использование ISO-контейнера целесообразно, когда грузы перевозятся на разных транспортных средствах.
Разберемся, как появился ISO и что он обозначает. К возникновению стандарта подтолкнула хаотичность используемых модулей. Долгое время тары представляли собой прямоугольные деревянные ящики, преимущественно для перевозки угля, и перегружались вручную. Тогда они мало чем напоминали современные металлические боксы. Однако для транспортировки по морю грузы перекладывали из деревянных емкостей в металлические. И все же единой системы не было, что сильно усложняло логистику.
Отправной точкой в истории современных контейнеров считают 1955 год, когда американец Малкольм Маклин и инженер Кейт Уолтон Тантлингер придумали интермодальный контейнер. Их разработка стала прототипом современных модулей. Речь идет о боксе из гофрированной стали размером 2,4×2,4×3 метра. Каждый угол бокса оснастили системой Twistlock, которая позволила закреплять и перемещать емкость с помощью подъемных кранов. В 1956 году такой контейнер сделал свой первый рейс из Ньюарка в Нью-Джерси.
Середина XX века — время появления контейнера, максимально приближенного к тому, что мы видим сегодня. Однако общих стандартов по-прежнему не было. Еще 20 лет люди использовали разноразмерные модули и несовместимые системы. Это и подтолкнуло международное судоходство, а также американских автоперевозчиков и ж/д компании к выведению общих требований к металлическим боксам, единых стандартов.
Так возникла Международная организация стандартизации ISO с описанными требованиями, которым должны были удовлетворять все грузовые модули. Свою актуальность она не утрачивает до сих пор. Все современные боксы в обязательном порядке соответствуют установленной системе.

Расшифровка аббревиатуры
Разберемся, что за система ISO, что она предполагает. Сам стандарт установлен Международным бюро (BIC) и подразумевает отражение нескольких значимых параметров. В соответствии с ISO 6346, на тару помещается буквенно-числовая информация. Разберем ситуацию на конкретном примере: FHL U 780039 9. Первые три буквы — это уникальный код владельца.
В него входят три прописные латинские буквы, а нужен он для установления собственника тары или оператора. Его регистрация — ответственное мероприятие, которое осуществляется в головном офисе Международного бюро или в его подразделениях. Вслед за этими тремя буквами следует буква, обозначающая категорию модуля. В примере — U — «грузовой контейнер». Среди других вариантов могут быть: R (рефконтейнер), Z (трейлеры и шасси), а также J (съемное оборудование, которое относится к грузовым модулям).
Вслед за буквами начинаются цифры — серийный номер изделия, который складывается из шести цифр. Далее следует контрольное число, которое выступает в качестве символа проверки подлинности первых трех обозначений.

Также контейнеры могут иметь маркировку по системе RUH5R3, где первые два символа — это код страны. По этим символам можно определить государство регистрации кода. В этом примере — Россия. Вслед за этими знаками идет обозначение размера. Оно может выражаться буквой или цифрой, отражает длину тары.
| Символ маркировки | Футы | Значение в см |
|---|---|---|
| 1 | 10 | 299,1 |
| 2 | 20 | 606,8 |
| 3 | 30 | 912,5 |
| 4 | 40 | 1219,2 |
| A | 715,0 | |
| B | 24 | 731,5 |
| C | 24 | 743,0 |
| D | 745,0 | |
| E | 782,0 | |
| F | 810,0 | |
| G | 41 | 1250,0 |
| H | 43 | 1310,6 |
| K | 1360,0 | |
| L | 45 | 1371,6 |
| M | 48 | 1463,0 |
| N | 49 | 1493,5 |
| P | 1615,4 |
Второй знак размерного обозначения указывает на высоту и ширину металлического бокса:
| Высота | Соответствующее значение ширины, см | ||||
|---|---|---|---|---|---|
| 243,8 | 243,9-250,0 | более 250,0 | футы | дюймы | см |
| 0 | 8 | 243,8 | |||
| 2 | C | L | 8 | 6 | 259,1 |
| D | M | 9 | 4 | 274,3 | |
| 5 | E | N | 9 | 6 | 289,5 |
| 6 | F | P | более 9 | 6 | более 289,5 |
| 8 | 4 | 3 | 129,5 | ||
Далее идет код ISO контейнера. Этот элемент обозначает тип и основные параметры металлического бокса, которые соответствуют установленным ISO 6346 стандартам. В приведенном примере это R3, что подразумевает рефконтейнер с функцией поддержания заданной температуры. Кроме него, в обозначении могут быть:
| Индекс | Тип конструкции | |
|---|---|---|
| GP | Стандартный, общего назначения без вентиляции (универсальный) | |
| G0 | открываются один или два торца | |
| G1 | с пассивной вентиляцией | |
| G2 | один (два) торца и одна (две) боковины открываются | |
| G3 | один (два) торца открыты, одна (две) боковины не полностью открываются | |
| VH | Общего предназначения с вентиляцией | |
| V0 | немеханической: отверстия для вентиляции смонтированы вверху и внизу | |
| V2 | механической внутренней | |
| V4 | механической с наружной стороны | |
| RE (RT-RS) | Контейнер-рефрижератор | |
| R0 | с механической системой | |
| R1 | с функцией поддержания температуры | |
| R2 | укомплектован установкой | |
| R3 | укомплектован установкой, с функцией поддержания температуры | |
| UT | Оборудован открывающейся крышей | |
| TN (TD-TG) | Контейнер-танк | |
| HR-HI | Утепленный (изолированный) | |
| BU-BK | Для транспортировки сухой (сыпучей) продукции | |
| B0 | закрытого типа | |
| B1 | воздухопроницаемый | |
| B3 | с горизонт. разгрузкой 1,50 атм. | |
| B4 | с горизонт. разгрузкой 2,65 атм. | |
| B5 | разгружается методом опрокидывания 1,50 атм. | |
| B6 | разгружается методом опрокидывания 2,65 атм. | |
| PL | Платформа | |
| SN | Спец. предназначения для перевозки | |
| S0 | животных | |
| S1 | автотранспортных средств | |
| S2 | рыбной продукции | |

Стандартные грузовые
Один из наиболее распространенных — ISO контейнер стандартного типа. Его характеристики представлены в таблице:
| 20 DC | 20 HC | 20 Open Side | 20 DUO | 40 DC | 40 HC | 40 HQPW | 45 HC | 45 HCPW | |
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Внешние размеры | |||||||||
| Длина, мм | 6058 | 6058 | 6058 | 6058 | 12192 | 12192 | 12192 | 13742 | 12192 |
| Ширина, мм | 2438 | 2438 | 2438 | 2438 | 2438 | 2438 | 2500 | 2438 | 2500 |
| Высота, мм | 2591 | 2896 | 2591 | 2591 | 2590 | 2896 | 2896 | 2896 | 2896 |
| Внутренние размеры | |||||||||
| Длина, мм | 5898 | 5898 | 5898 | 5898 | 12030 | 12032 | 12032 | 12582 | 12032 |
| Ширина, мм | 2352 | 2352 | 2352 | 2352 | 2350 | 2352 | 2432 | 2350 | 2432 |
| Высота, мм | 2393 | 2698 | 2393 | 2393 | 2390 | 2698 | 2698 | 2695 | 2698 |
| Дверной проем | |||||||||
| Ширина, мм | 2336 | 2340 | 2336 | 2340 | 2340 | 2340 | 2432 | 2340 | 2432 |
| Высота, мм | 2291 | 2597 | 2291 | 2280 | 2280 | 2597 | 2597 | 2585 | 2597 |
| Характеристики | |||||||||
| Max Брутто, кг | 24000-30480 | 30480 | 24000-30480 | 30480 | 30480-32500 | 30480-35000 | 4100 | 30480-35000 | |
| Масса тары, кг | 2145-2370 | 2340 | 2145-2370 | 2720 | 3800 | 3740-4200 | 4200-4400 | 28300 | 4200-4400 |
| Полезная нагрузка, кг | 21630-28335 | 28140 | 21630-28335 | 27760 | 26700 | 26280-28650 | 26280-30720 | 26280-30720 | |
| Объем м³ | 33-33,2 | 37,5 | 31 | 32,8 | 67,5 | 75,6-76,5 | 78,8-79,3 | 85,7 | 78,8-79,3 |
| Размер | 20 футов | 20 футов | 20 футов | 20 футов | 40 футов | 40 футов | 40 футов | 45 футов | 45 футов |
| Количество вмещаемых европаллет (1200 х 800 мм), шт | 11 | 11 | 11 | 11 | 25 | 25 | 30 | 33 | 33 |
Где купить
В компании SCH Logistic вы найдете контейнеры на +7 (495) 136-56-34 или воспользуйтесь формой сайта. Наши менеджеры предоставят дополнительные сведения, ответят на ваши вопросы.