Торговля в интернете – одна из самых перспективных отраслей экономики, которую, пожалуй, не смогут пошатнуть ни кризисы, ни другие неурядицы. На интернет-торговлю уже давно работают другие отрасли, включая складские и транспортные. Впрочем, аналитики заверяют, что российским интернет-магазинам предстоит еще больший рост, ведь в интернете появляется все больше пользователей, желающих покупать. Теперь уже сами интернет-магазины заинтересованы в грамотной логистике, чтобы успешно бороться за внимание покупателей с иностранными продавцами.
Последние годы интернет-торговля развивается огромными темпами, примерно прирост сотавляет 30% в год. По приблизительным подсчетам, россияне ежегодно покупают различные товары на сумму в 12 миллиардов долларов. В общем и целом Россия оказалась на 9 месте в мире по объему онлайн-торговли, и может подняться еще выше. Однако в Японии, США и странах Евросоюза продажи по интернету уже давно стали привычным занятием, наработалась инфраструктура складирования, обозначились схемы работы, а в России все это только формируется, и не всегда безболезненно.
В основном онлайн-торговля сосредоточена в больших городах, в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге. Но в последнее время вырастает доля продаж и в других, не таких крупных, городах. Отчасти этому способствовала инициатива крупных фирм, которые создавали каналы продаж.
Относительно недавно на российский рынок вышел и такой «мастодонт» интернет-ритейла как Amazon. Одно время можно было заказать только книги и диски, а все остальное доставляли посредники, теперь же доставляют и электронику, одежду и обувь. Кроме того, Amazon получил лицензию на складскую деятельность, то есть, в ближайшее время можно ожидать постройки складов и распределительных центров.
У мировых ритейлеров есть свои преимущества – большой ассортимент и низкие цены. Российские продавцы же могут доставлять товары более быстро, и имеют бонус в виде русификации. Однако крупнейшие иностранные интернет-магазины тоже начали принимать оплату в рублях и все чаще заказывают себе русифицированные интерфейсы. Собственно, главное преимущество зарубежного продавца в том, что он имеет доступ к закупкам западных товаров – электронике, запчастям для автомобилей, одежде и обуви.
Однако есть и менее радужные аспекты интернет-торговли. Таможенные органы и «Почта России» уже работают на пределе, и не всегда справляются с наплывом иностранных посылок. Можно вспомнить весенний коллапс, когда на почте скопилось 500 тонн посылок из интернет-магазинов. Впрочем, руководство «Почты России» сделало выводы и пообещало увеличить ресурсы для заграничных отправлений.
В целом, цепочку заказа можно описать так: магазин приобретает товар, комплектует посылку и доставляет ее покупателю. Доставлять можно напрямую, либо через промежуточный склад. Магазин может полностью контролировать всю цепочку, если позволяет оборот и местоположение, то есть с нуля построить склад и организовать курьерскую сеть. А может придерживаться аутсорсинга, и тогда из непосредственных функций остается только закупка товара и наполнение сайта. Доставкой, комплектаций и контролем будут заниматься совершенно другие компании.
Чаще всего товары доставляют курьерские службы, реже используются услуги «Почты России» и самовывоз. Надо признать, что «Почта России» иногда остается единственным каналом доставки в малых и средних городах, где нет альтернативы, тогда как в крупных городах больше пользуются именно услугами курьеров.
Купить в 1 клик
Заказать в 1 клик
Интернет-торговля:перспективы
Купить
Оформить заказ
Интернет-торговля:перспективы
Оформить заказ
Интернет-торговля:перспективы
Доставка контейнера
Морские перевозки грузов