Правила перевозки грузов в контейнерах железнодорожным транспортом
Контейнерная перевозка груза по железным дорогам — один из самых надёжных способов транспортировки. Большая грузоподъёмность вагонов, низкая стоимость, универсальность — именно эти преимущества выделяют поезда среди других видов транспорта. Но для успешного использования этого способа транспортировки важно знать и соблюдать правила перевозки грузов в контейнерах железнодорожным транспортом.
Общая информация
Все правила перевозки грузов обозначены в приказе Минтранса России № 405 от 18 декабря 2019 года. Для начала рассмотрим общие положения.
- Транспортировка грузов по железнодорожным путям обычно производится в универсальных контейнерах — грузовых боксах стандартизированного размера, внутри которых можно разместить штучные и тарные товары. Также можно осуществлять перевозку на средне- или крупнотоннажных вагонах — массой до 10 и более 10 тонн соответственно.
- Контейнеры должны соответствовать требованиям Международной и Таможенной конвенции, а также технических регламентов и документов по стандартизации. Это обозначается соответствующей маркировкой.
- Для крупнотоннажных ёмкостей есть особые требования, указанные в Приложении № 1, размещённом на сайте РЖД.
Также необходимо учесть общие требования к транспортировке:
- Если необходимо перевезти опасный или скоропортящийся груз, рекомендуется предварительно отправить запрос в РЖД, либо изучить специальный перечень.
- К перевозке могут не допустить грузы с сильным неприятным запахом или товары, которые загрязняют внутренние поверхности вагонов. Их требуется герметично упаковать, чтобы никакие негативные эффекты не проявлялись.
-
- Изделия, покрытые маслом (детали, запчасти) необходимо упаковать в плотную бумагу. Перед погрузкой необходимо застелить поверхность, чтобы не допустить загрязнения ёмкости.
- Транспортировка жидких веществ осуществляется в специальной таре. Причём важно обеспечить минимальный риск повреждения тары. Если это стекло, его нужно упаковать в амортизирующую упаковку (картон, ящики).
Кроме того, важно следовать требованиям по максимальной загрузке грузовых мест. Крупнотоннажные боксы рассчитаны на массу в 1,5 тонны на одно внутреннее место. Среднетоннажные — не более тонны. Массу можно превысить только в том случае, если ответственные за транспортировку лица будут соблюдать дополнительные технические требования по укреплению места перевозки.
Если планируется перевозить грузы, для транспортировки которых не установлены определённые правила, все вопросы согласовываются при помощи договора между клиентом (отправителем) и компанией-перевозчиком.
Прием к перевозке грузов в контейнерах и порожних контейнеров
При приёме грузов должны соблюдаться следующие правила:
- Перед отправкой необходимо проведение опломбировки как для гружёных, так и для пустых ёмкостей.
- Контейнеры, размещённые на вагоне, не должны выступать за пределы основного габарита погрузки, а также должны соответствовать нижней, боковой, верхней негабаритности 1-2 степени. Во всех остальных случаях грузы перевозятся повагонно, либо мелкими отправками.
- Перед приёмом завезённой ёмкости перевозчик обязан убедиться в целостности контейнера и его пломбировки. Резервуары с техническими неисправностями, использование которых может угрожать безопасности движения, не принимаются.
- Перед транспортировкой грузов или пустых ёмкостей обязательно оформляется накладная, содержащая сведения о каждом контейнере.
- Погрузку содержимого осуществляет грузоотправитель, либо перевозчик, но за счёт грузоотправителя.
- Перевозка осуществляется только между станциями, на которых возможно проведение погрузочно-разгрузочных и очистительных работ с контейнерами. В ином случае требуется дополнительное соглашение между отправителем и перевозчиком.
Перевозка грузов в составе поездов
Чтобы организовать транспортировку грузов в составе контейнерного поезда, необходимо направить специальную заявку на его организацию перевозчику, а также во все подразделения, указанные на сайте перевозчика (РЖД). Срок рассмотрения заявки не превышает 30 дней. При этом необходимо соблюдение следующих правил:
- Можно отправлять поезд с контейнерами от разных отправителей с одной станции направления, если у них общая станция назначения.
- Условия и место формирования устанавливает перевозчик, учитывая техническую оснащённость станций, а также планируемый маршрут состава.
- В состав поезда могут быть включены вагоны прикрытия, сопровождения, дизель-генераторы и контрейлеры (для мультимодальных перевозок). Это заранее обговаривается с перевозчиком. Общую длину поезда также устанавливает он.
- Общее количество контейнеров не должно превышать 92% от максимально возможного, при этом перевозчик имеет право установить вместимость меньше этой цифры.
Выдача и хранение груженых и порожних контейнеров
- Все контейнеры выдаются грузополучателю только после полной оплаты услуг перевозчика, а также оформления груза по документам и подписания накладной.
- Очистка ёмкостей для перевозки также является обязанностью грузополучателя. Причём очистка должна производиться без риска повреждения и вреда для окружающей среды. Перевозчик может отказать в приёме, если результат его не удовлетворяет.
- Если получатель отказывается от приёма порожних контейнеров по причине наличия повреждений, этот вопрос регулируется между владельцем ёмкостей и грузополучателем. Исключением является только наличие вины перевозчика в повреждении.
Необходимые документы
Одно из основных правил контейнерных перевозок железнодорожным транспортом — наличие всех требуемых документов. Каждый груз должна сопровождать карточка-ярлык со следующими данными:
- тип контейнера, его серийный номер;
- дата отправления;
- количество мест;
- масса брутто;
- номер рейса;
- пункт назначения;
- номера грузовых накладных;
- личная подпись или штамп.
Кроме того, обязательной является маркировка каждой ёмкости с обозначением:
- страны;
- серийного номера;
- типа, размера, массы нетто и брутто;
- крепления и расположения груза.